Легендарный Джавадхан воскрес и погиб в бою на сцене Театра оперы и балета

Легендарный Джавадхан воскрес и погиб в бою на сцене Театра оперы и балета

Легендарный Джавадхан воскрес и погиб в бою на сцене Театра оперы и балета

9 июня в Государственном Академическом Театре оперы и балета состоялась премьера балета «Джавадхан», которую нельзя ознаменовать иначе, чем историческую. И согласно сюжету, и согласно формату, и согласно актуальности. На сцене театра зритель увидел отрезок того печального времени, в котором пал Джавадхан, великий герой Азербайджана, последний  хан Гянджи. Показ спектакля, музыку к которому написал заслуженный деятель искусств, секретарь Союза композиторов Азербайджана Сардар Фараджев, был приурочен к 100-летию Азербайджанской Демократической Республики.

Легендарный Джавадхан воскрес и погиб в бою на сцене Театра оперы и балета

Несмотря на то, что сюжет был довольно масштабным, балетмейстеру-постановщику  – народной артистке Азербайджана Камилле Гусейновой удалось гармонично расставить приоритеты, совместимые и с историческим отрезком времени, и восприятием событий прошлого сегодняшними поколениями. Сцена была пропитана духом ушедшей в прошлое эпохи, в котором сражались и гибли под стенами родного города славные сыны Азербайджана – за свободу и независимость страны.

Легендарный Джавадхан воскрес и погиб в бою на сцене Театра оперы и балета

В постановке достаточно ярко была показана историческая подоплека: во времена правления Александра I Россия стремилась в не столько завоевать азербайджанские ханства, сколько, связав их договорами, превратить в зависимых правителей, которые при этом имели бы неограниченную власть во внутренних делах. В 1801 году Российской империей была захвачена Восточная Грузия. Казахское и Шамшадильское султанатства, находившиеся в зависимости от грузин, также попали под влияние России. В 1803 году русские войска захватили Джаро-Белоканские джамааты. Особо важное значение придавалось захвату Гянджи. Генерал Цицианов предложил Джавад-хану — правителю Гянджинского ханства — сдаться. Получив отказ, в конце 1803 года русские войска подошли к Гяндже. В окрестностях города они встретились с войском Джавад хана. Имеющая численный перевес русская армия оттеснила войска Джавад хана к Гяндже и приступила к осаде города. Имперская армия состояла из  80 тысяч солдат. В неравном бою погибло 10 000 гянджинцев. Женщины, дети, старики — все дрались наравне со своими мужьями, сыновьями, братьями. Несмотря на то, что за день до этой битвы Джавад хану предложили покинуть Гянджу и отправиться в Ардебиль, где его провозгласили бы шахом, Джавад хан отказался и на следующий день стоял во главе своей армии перед войском противника. В битве погибли и он, и его сыновья, выжить удалось лишь одному из них.

Легендарный Джавадхан воскрес и погиб в бою на сцене Театра оперы и балета

Постановщик – народный художник Азербайджана Рафиз Исмайлов создал уникальные декорации, которые помогли и артистам, и зрителям перенестись и в далекую царскую Россию, где император Александр I (Макар Ферштандт)  вальсирует с плененной грузинской княжной (Аян Эйвазова), олицетворяющей народы Кавказа, зависимые от царской России, и под стены Гянджи, сыны которой показали пример доблести и чести, ставив яркий след в истории Азербайджана.

Либретто, написанное к балету Аджаром Улдузом, было довольно обширным, но, тем не менее, балет был 1-актным. Но именно такова и была задумка Камиллы Гусейновой: в течении одного акта развернуть максимально преамбулу и усилить финал героической трагедии, при этом «не загружая» публику лишними психологизмами и нагромождениями сложного по сути сценария.

Легендарный Джавадхан воскрес и погиб в бою на сцене Театра оперы и балета

Конечно же, бакинский зритель, идя на балет «Джавадхан», в основе которого лежит исторический батальный сюжет, ждал масштабности,  эпичности, разворота, как, к примеру, в балете «Спартак» или «Война и Мир». Но то, что зритель увидел на сцене Государственного Академического театра оперы и балета 9 июня – можно смело считать историческим прорывом в стиле сценического минимализма.

Легендарный Джавадхан воскрес и погиб в бою на сцене Театра оперы и балета

Помимо потрясающей хореографической схемы,  изобиловавшей сложными акробатическими трюками,  спектакль был наполнен живыми, яркими персонажами,  такими как сам Джавадхан (Гюльагаси Мирзоев) – воплощение героизма и мужества и его супруга – красавица Мелкэ Нису (Нигяр Ибрагимова). До глубины души потряс образ матерей – азербайджанской и далекой русской, чьи сыновья погибли на поле брани. Танец этих матерей являлся воплощением боли, апофеозом страдания женщин, которым предстоит страшное испытание – жить памятью о сыновьях, которые в последнюю минуту вернулись к ним в виде бесплотных призраков, одетых в белые траурные одеяния.

Легендарный Джавадхан воскрес и погиб в бою на сцене Театра оперы и балета

Сильное впечатление оставила главная батальная сцена, в ходе которой погибает Джавадхан. Поднятый на штыки, он уходит в бессмертие, с почетом провожаемый в последний путь русским генералом Цициановым (Самир Самедов).

Примечательным моментом был и сам настрой артистов, исполнявших свои роли  с таким энтузиазмом, словно сами они сами шли сражаться и умирать за свои родные земли. Свет гордости за свой народ, за свое историческое прошлое был отражен на лицах и в глазах совсем еще юных учеников Академии Хореографии, задействованных в спектакле в этот памятный вечер.  И это не могло не вызвать чувства безграничного уважения и благодарности руководству театра и всему творческому коллективу, рискнувшими (именно рискнувшими!) воплотить в жизнь столь серьезный эпический сюжет. Любовь и верность, отвага и смерть, героизм и доблесть – в этот вечер бакинский зритель увидел, почувствовал и пережил всю эту сложную гамму чувств, так образно, выразительно и ярко представленную творческой группой.

Легендарный Джавадхан воскрес и погиб в бою на сцене Театра оперы и балета

В вечер премьеры за дирижерским пультом стоял  музыкальный руководитель и дирижер – народный артист республики, профессор Джаваншир Джафаров, который «под занавес» – вместе с остальными создателями балета – вышел на сцену под оглушительные аплодисменты публики.

Одним словом, премьера удалась. Причем, на славу. И тот факт, что балет «Джавадхан» вошел в репертуар театра оперы и балета не может не радовать, потому что достучаться до человеческих сердец и умов поколений,  проложить тропу в душу дорогу трогательной памяти и глубокого уважения к предкам способно только великое искусство, а отнюдь не политика и сухие исторические факты. И пусть на родине героя до сих пор не воздвигнут памятник в его честь, это не суть важно. Уже не суть важно,  потому что руководство театра и творческая группа воздвигли свой памятник великому подвигу последнего гянджинского хана – нетленный, нерушимый, вечный.

Яна Мадатова

Теги:
Из этой рубрики