Москва продолжает «стратегию мелких гадостей» в отношении Баку

Москва продолжает «стратегию мелких гадостей» в отношении Баку

Москва продолжает «стратегию мелких гадостей» в отношении БакуЧто стоит за корректировкой пресс-релиза о встрече секретарей Советов безопасности России и Армении?

6 июля на канале «Россия — 24» вышла в эфир передача «Международное обозрение», которую ведет Евгений Примаков-младший. В числе прочего, комментировал ведущий и возможные «подвижки» в определении статуса Каспия. Рассказывал о военно-морском раскладе, подробно указывая, сколько и каких кораблей имеют здесь Россия, Иран, Туркменистан… Об Азербайджане не упомянул вообще.

Что это — обычная небрежность? Случайность?

В те же дни российский «минобороновский» телеканал «Звезда» вновь демонстрировал в своем эфире десятисерийный фильм Романа Кармена «Неизвестная война» — лучшую, пожалуй, документальную ленту о второй мировой войне из всех, снятых в СССР. Прекрасно подобранный видеоматериал, лаконичный и доходчивый рассказ, «американский» стандарт продолжительности каждой серии — 47 минут, так, чтобы черно-белая военная хроника не успевала надоесть зрителю — перечислять достоинства фильма можно долго. В субботу, 7 июля, в эфир вышла очередная серия «Неизвестной войны», посвященная битве за Кавказ. Именно в нее были включены знаменитые кадры хроники, где Гитлеру преподносят кусок торта с надписью «Баку» и выпеченной Девичьей башней. Но…в эфире «Звезды» 7 июля этих кадров уже не было. Большинство упоминаний о том, что рвался Гитлер к нефти Баку, тоже постарались «вымарать». У читателя нужно было создать впечатление, что рвался Гитлер к нефти российских Майкопа и Грозного, но никак не уже не подвластного Кремлю Баку.

Конечно, если поднапрячь воображение, то можно поверить, что Примаков-младший сначала просто не нашел данных о ВМФ и береговой охране Азербайджана, а затем не догадался, что, не имея детальной информации по всем прикаспийским странам, тему лучше обойти. Но вот кромсать шедевр Романа Кармена можно было только сознательно. И только при наличии «политического заказа».

Можно, конечно, вспомнить, как в начале девяностых российские эксперты старательно уверяли всех и вся, будто бы в Азербайджане уже нет никакой «серьезной» нефти. Вряд ли это все адресовалось потенциальным инвесторам: в Великобритании, США, Норвегии, Турции прекрасно знали, что нефть в Азербайджане есть, и более чем серьезная. В Москве рассчитывали убедить нас: «Контракт века», быть может, и подписан, но это политическое шоу и не более того,  так что Азербайджану и прочим «южным республикам» следует на коленях умолять Россию, чтобы она не бросила их на произвол судьбы. И повторяли эти заученные мантры, как стишки на репетиции детсадовского «утренника», пока в Джейхане не начали заправляться нефтью первые танкеры.

Но в Москве вымарывают из военной документалистики упоминания о бакинской нефти уже сегодня. И самое главное, редактируют «не в пользу Азербайджана» не только «Неизвестную войну» Романа Кармена, но и, к примеру, пресс-релиз  о встрече секретарей советов безопасности России и Армении.

Напомним: сама встреча прошла 6 июля. В тот же день ряд СМИ, включая российский ТАСС, армянское News.am и «Еркрамас» и т.д., сообщили: «Подтверждена позиция России, выступающей за стабильность в регионе, за мирное поэтапное урегулирование нагорно-карабахской проблемы с учетом интересов всех сторон».

Для человека, знакомого с логикой урегулирования, понятно: слово «поэтапное урегулирование» означает, что сначала следует вывести войска Армении по крайней мере из пяти окружающих Нагорный Карабах районов, а уже потом обсуждать статус НК. Армении это не понравилось.

Дальнейшие события в изложении ереванской «Грапарак» выглядят следующим образом.

Москва продолжает «стратегию мелких гадостей» в отношении Баку

Саму встречу между секретарем Совета безопасности Армении Арменом Григоряном и секретарем Совета безопасности РФ Николаем Патрушевым газета, напомним, назвала «исторической», в том числе и потому, что у российской стороны были оговорки относительно личности Григоряна как явного прозападника. «Однако, как нам известно, встреча прошла не гладко. Патрушев заявил, что Россия является сторонником поэтапного урегулирования ситуации в Нагорном Карабахе, а Армен Григорян не посмел возразить старшему коллеге. В результате Совбез РФ распространил заявление, написав, что России выступает за стабильность в регионе и «мирное поэтапное урегулирование» карабахского конфликта. После распространения заявления армянская сторона приложила сверхусилия, чтобы скорректировать его и изъять из текста слова «поэтапное урегулирование». Однако скриншоты остаются в нашем распоряжении», – пишет издание. В самом деле, в пресс-релизе на сайте Совбеза России неудобного слова уже нет. Нет его и в ТАСС.

Москва продолжает «стратегию мелких гадостей» в отношении Баку

Москва продолжает «стратегию мелких гадостей» в отношении Баку

А вот на странице «Еркрамас», где о встрече Патрушева и Григоряна сообщается со ссылкой на ТАСС и News.am, оно есть (http://www.yerkramas.org/ article/140073/patrushev-na- vstreche-s-grigoryanom- podtverdil-poziciyu-rf-po- mirnomu-uregulirovaniyu- karabaxskogo-konflikta). Более того, если выделить цитату и задать «текстовый поиск» в Google, то выходит ссылка на ТАСС, где в «ознакомительном отрывке» Google приводит цитату со словом «поэтапное». Но если открыть ссылку на саму эту новость ТАСС, то слова «поэтапное» там уже нет. В общем, фокусник Акопян отдыхает: релиз есть, а слова нет. Осталось только разобраться, есть ли поддержка реального урегулирования со стороны России. Тем более что, вспомним еще раз, к подобным трюкам Москва прибегает уже не в первый раз: совсем недавно на пресс-конференции российский дипломат Кожин, отвечая на вопрос агентства Trend, назвал неконструктивными заявления армянского руководства, а затем в пресс-релизе уже получалось так, что «неконструктивными», оказывается, были слова журналиста.

И вот тут уже не получится не задать вопрос: а зачем все это словесное шулерство в официальных пресс-релизах понадобилось Москве? Тем более что эта «корректировка в пользу Еревана» происходит на весьма показательном фоне процессов в треугольнике Баку-Москва-Ереван?

Москва продолжает «стратегию мелких гадостей» в отношении Баку

В последнее время в регионе в очередной раз заговорили о возможной корректировке позиции Москвы и отказе от однозначной поддержки Еревана. Напомним: недавно Азербайджан, точнее, село Джоджуг Марджанлы, освобожденное от армянской оккупации, посетила большая группа российских экспертов и депутатов Госдумы РФ. Многие из них выступили с целым рядом заявлений в поддержку Азербайджана. В Баку и Москве заговорили о возможном сближении Азербайджана и России и возможной корректировке позиции РФ в Карабахе. Александр Дугин в интервью ереванскому «Первому информационному» заявлял: «Сближение России с Азербайджаном является суверенным решением нашей страны. Но для того, чтобы это сближение было мирным, Армения должна также принять в ней участие, это сближение не против Армении». Напоминал и о другом: «Россия хочет мира, принимая во внимание интересы всех сторон, хочет пойти на урегулирование. Возвращение пяти регионов устраивает все стороны, потому что Армения также имеет свою выгоду от этого. Вы не только отдаете эти районы, но и президент Азербайджана готов взамен предоставить льготы как для экономического сотрудничества, а также способствовать открытию армяно-турецкой границы». Создавалось впечатление: в Москве начался долгожданный процесс «перезагрузки». Здесь проанализировали реалии и пришли к выводу, что в начале XXI века вряд ли стоит строить свою политику по лекалам века XIX-го, если не раньше. Конечно, из Азербайджана не получится сделать послушный сателлит, но вот рушить нынешние деловые, конструктивные и добрососедские отношения — не самый умный шаг.

Наконец, и с «установкой» насчет «Армении — верного союзника России» тоже есть вопросы. В самом деле, в Армении пришли к власти политики, которые еще недавно открыто выступали с антироссийскими лозунгами (Армен Григорян стоял во главе такой акции в адрес Владимира Путина, что ее название надо бы снабдить титром «18+»). Новый глава Высшей аттестационной комиссии Смбат Гогян размещал в своем Фейсбуке собственную фотографию в форме офицера СС. Еще при прежней власти в Ереване, в правительственном квартале, был установлен памятник Гарегину Нжде, заместителю командира Армянского легиона вермахта.

Но что происходит в реальности?

Участники поездки в Азербайджан, а это, напомним, весьма близкие к Кремлю политологи и депутаты Госдумы, подвергаются сегодня в России откровенной травле. И официальные российские структуры не считают необходимым на это реагировать — притом что немедленно «бросаются в атаку», стоит только в Украине или странах Балтии кому-то высказать критические оценки в адрес российских журналистов, а тем паче официальных лиц. Москва по-прежнему усиливает свой «военный кулак» в Армении. На военную базу РФ в Эребуни близ Еревана переброшены два модернизированных истребителя МиГ-29. И, наконец, апофеоз: в РФ послушно редактируют пресс-релизы в ответ на ереванские истерики, чтобы, не приведи Господь, в Армении не «занервничали» и не «расстроились».

А тогда уже все вышеперечисленные «успокоительные таблетки» для Никола Воваевича и его команды превращаются во впечатляющий «тест» для российской внешней политики. Потому как речь идет не о выборе между Арменией и Азербайджаном. Речь идет о выборе ориентиров для политики самой России, между ее насущными интересами, требующими мира вдоль границ, и державными фантомными настроениями, ради которых строятся планы «наказания» соседних стран за излишнюю самостоятельность при помощи силового давления как бы от чужого имени.

Поддержка «любимого форпоста» обходится Москве достаточно дорого не только в политическом, но и в прямом, «финансовом» смысле. Это и миллиард долларов в год только за счет «обнуления» таможенных пошлин на нефть, газ и необработанные алмазы, и необходимость поддержания в рабочем состоянии переданных в концессию РФ армянских железных дорог, системы сотовой связи и еще много чего, льготные кредиты на приобретение оружия и само это оружие, которое могло быть продано на рынке уже за реальные и куда большие деньги. И самое главное, нет ясности, что же для РФ «в плюсе» от союза с Арменией. Экономических дивидендов здесь не просматривается. Политических — тем более. Поддерживать страну, которая захватила часть чужой территории, устроила «геноцид», провела «этнические чистки» — это уже, подберем самый мягкий эпитет, не самый выигрышный шаг. Плюс ко всему в Армении предъявляют претензии к Турции и продолжают раскручивать истерию вокруг «геноцида армян». Неудивительно, что однозначная ставка на Армению создает для России нешуточные политические проблемы и на азербайджанском, и на турецком треке, а это весьма перспективное для Москвы направление. С беспокойством наблюдают за процессом и в Грузии. Здесь не упускают из внимания, что в списке территорий, которые в Армении мечтают «прихватизировать», значится и грузинская Джавахетия. Другое дело, что сегодня, после «крымнаша», в РФ уже не могут позволить себе прежней «свободы рук». Вот и приходится довольствоваться политикой «мелких гадостей» — выпускать в эфир господина Багдасарова, чтобы он сыпал оскорблениями в адрес депутата Госдумы Савельева, корректировать «вдогонку» пресс-релизы и т.д.

Только вот выводы из всей этой, с позволения сказать, «стратегии» тоже будут сделаны. Так что политическая цена этих «мелких гадостей» для самой России может оказаться ой какой большой. И самое главное, платить за нее придется не только деньгами.

Нурани, политический обозреватель

Теги:
Из этой рубрики