Террористический ответ на «Средиземноморский диалог»

Террористический ответ на «Средиземноморский диалог»

Террористический ответ на «Средиземноморский диалог»

Кто именно направляет его Анкаре?

Турция принимает у себя важный форум НАТО. Здесь проходит заседание Североатлантического совета под председательством генсека НАТО Йенса Столтенберга. Посвящено оно 25-летнему юбилею важной инициативы НАТО — «Средиземноморского диалога», в рамках которой НАТО выстраивает партнерство с Алжиром, Египтом, Израилеим, Иорданией, Мавританией, Марокко и Тунисом.

Тот факт, что для проведения этой встречи в НАТО выбрали Турцию, а не, скажем, Грецию, Францию или Испанию — уже «ясный месседж», кого в Североатлантическом альянсе считают своим ключевым союзником в регионе. В ходе своей встречи с главой альянса Столтенбергом президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заверил: Турция — надежный союзник НАТО. В свою очередь, сам Столтенберг в интервью «Анадолу» подчеркнул: «Турция столкнулась с рядом угроз в сфере безопасности, и страны НАТО продолжают поддерживать своего союзника. НАТО не только охраняет воздушное пространство Турции посредством систем ПВО, но и проводит интенсивное патрулирование воздушного пространства посредством самолетов радиолокационного обнаружения и наведения AWACS. Самолеты AWACS своевременно фиксируют попытки нарушения воздушного пространства Турции». После вторжения российской военной авиации в воздушное пространство Турции осенью 2015 года это заявление прозвучало более чем «адресно». Более того, Столтенберг прокомментировал и ситуацию вокруг ЗРК С-400. По его словам, каждая страна—член военного блока может сама решать, какое вооружение покупать. Правда, Столтенберг отметил: союзников не могут не волновать возможные последствия приобретения Турцией С-400, и в любом случае следует исключить введение одной страной НАТО санкций в отношении другого члена альянса. Напомним: это тот самый Столтенберг, после переговоров с которым президент США Дональд Трамп публично отказался от своих заявлений, где называл НАТО «устаревшей организацией». Словом, целая серия «ясных сигналов», что Турция остается верным и важным союзником НАТО в регионе.

Но вот что примечательно. Как раз накануне форума НАТО Турция подверглась целой серии атак террористов РКК и родственных ей организаций. Еще в конце апреля курдские «Отряды народной самообороны» (YPG) обстреляли из артиллерии военную базу Вооруженных сил Турции на севере сирийской провинции Алеппо. Турецкие военные ответили террористам артиллерией и ракетами класса «земля-земля». По меньшей мере один турецкий военнослужащий погиб.

Буквально за несколько часов до старта натовского форума пришло новое драматичное сообщение: дворе турецких военнослужащих погибли в столкновениях с террористами РКК в провинции Ширнак. А это уже собственно турецкая территория. Спецоперация в провинции продолжается несколько дней, ранее здесь были убиты трое военных Турции, один получил ранения.

Конечно, террор РКК возник не вчера. Но столь откровенная его активизация — явное свидетельство новых траншей помощи террористам извне. Другой вопрос, откуда именно.

На первый взгляд, многое указывает на режим Башара Асада, тем более что Дамаск оказывает поддержку РКК уже не одно десятилетие. А курдские формирования YPG, которые еще недавно считались едва ли не главной ударной силой антиасадовской оппозиции, теперь наводят мосты с «дамасским халифом на комендантский час». Использовать курдов против Турции — такой ход вполне мог показаться Башару Асаду и его «команде» весьма заманчивым. Более того, заместитель министра иностранных дел Сирии Фейсал Мекдад уже пригрозил Анкаре: Дамаск, дескать, не приемлет, чтобы боевики, получающие поддержку Турции, контролировали часть сирийской территории. И добавил: «Турция должна знать, что сирийская армия вернет все отобранные земельные участки», — и вообще Анкара «должна знать»: сирийское правительство и армия решительны в намерении восстановить целостность страны, они будут сражаться за каждый сантиметр своих земель. Даже если в Дамаске намерены «зачистить» страну от протурецких группировок антиасадовской оппозиции, это уже информация к размышлению и о «готовности к диалогу» со своими политическими противниками, и к соблюдению договоренностей насчет «зон безопасности», что с самого начала составило основу «астанинского процесса». Строго говоря, едва ли не последней из этих «зон» остается Идлиб, и там уже сирийские войска развернули наступление. Плюс ко всему ни для кого не секрет, что у Дамаска есть и территориальные претензии к Анкаре, прежде всего на вилайет Хатай. И когда Мекдад обещает «вернуть земли», то не исключено, что речь идет не только об Идлибе, но и о Хатае.

Другое дело, что сегодня в распоряжении Дамаска даже теоретически не может быть сил, способных исполнить озвученные Мекдадом угрозы. Но… наступление на Идлиб сирийская армия уже ведет при воздушной поддержке России, и понятно, что это прежде всего атака на позиции Турции. Пока что ее территория и в прямом, и в переносном смысле не под ударом, но в Анкаре слишком хорошо помнят не только взрывы в турецких приграничных городах сирийских ракет и артиллерийских снарядов, но и те самые «залеты» российских военных самолетов в воздушное пространство Сирии. Причем именно в тех регионах Турции, на которые претендовал и претендует Дамаск.

И самое главное, новым атакам террористов РКК на турецкие «цели» предшествовали и явно участившиеся «контакты» политической курдской верхушки с властями Армении. А эта страна, напомним, уже давно использовалась и используется спецслужбами Кремля в качестве этакого «передаточного звена» для прокачки финансовой и оружейной помощи тем «клиентам», связи с которыми Кремль предпочитает не засвечивать, от боснийских сербов до РКК и «Хезболлах».

И уж тем более понятно, почему этот всплеск активности совпал с натовским форумом в Турции. В самом деле, еще недавно в РФ строили радужные планы в связи с «потеплением» между Анкарой и Москвой, рассчитывали ни много ни мало «выбить» ключевого игрока из натовского южного фланга, и вот все рушится. Турция остается верно своим обязательствам в НАТО, отправляет свои корабли на учения в Черное и Балтийское море, продает оружие Украине… Самое время «ответить», причем так, чтобы удар был для Анкары достаточно болезненным, но Россия как бы не несла за него ответственность. Сирия, Армения и РКК — такой «инструментарий», судя по всему, показался Москве вполне подходящим.

А ставки для РФ весьма высоки. В том числе и в Средиземном море. В этом регионе продолжается впечатляющая политическая «перезагрузка». «Арабская весна» разрушила прежнюю политическую архитектуру региона, новая — только создается, и здесь «не упустить шанс» пытаются и США, и их союзники по НАТО, и, конечно же, Россия. Которая не только ввязалась в гражданскую войну в Сирии, но и, к примеру, поддерживает маршала Хафтара в Ливии. Такой вот «террористический ответ» на «Средиземноморский диалог», который направляет Анкаре не Дамаск и уж точно не Ереван.

А тем временем генсек НАТО Йенс Столтенберг, завершив встречи и переговоры в Анкаре, отправился в тот самый вилайет Хатай — в сопровождении замминистра иностранных дел Турции Явуза Селима Кырана. Здесь в Управлении стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями состоялась презентация доклада МИД Турции и заседание на тему «Региональные угрозы глазами Турции». Говорили и о нелегальной миграции, и о турецких операциях «Оливковая ветвь» и «Щит Евфрата». Подробностей в прессу не просочилось — заседание с участием всех стран-членов и наблюдателей НАТО продолжалось за закрытыми дверями. Но главное, это заседание тоже стало «ясным сигналом»: в турецко-сирийском приграничье желающим посягнуть на турецкую территорию лучше не забывать о существовании такой организации, как НАТО. И этот месседж Москве лучше бы вовремя принять во внимание.

Нурани, политический обозреватель Minval.az.

Теги: