Российскую дипломатию попросили «подождать»

Российскую дипломатию попросили «подождать»

Российскую дипломатию попросили «подождать»

Минувший уик-энд ознаменовался впечатляющим дипломатическим «пируэтом» на российско-турецком треке. В субботу, 13 июня, в Москве официально объявлено: министр иностранных дел России Сергей Лавров и министр обороны РФ Сергей Шойгу отправляются на межведомственные консультации в столицу Турции. Что именно собирались обсуждать главы МИД и Минобороны РФ, не уточнялось. Намечался визит министров на воскресенье, 14 июня, что уже само по себе необычно и свидетельствует о нешуточной спешке. Но…утром 14 июня те же российские официальные источники удрученным тоном сообщили: визит Лаврова и Шойгу в Турцию отложен, точная дата будет согласована дополнительно.

И как это понимать? Что должны были обсуждать в Анкаре? Почему в столицу Турции направлялся не только Лавров, но и Шойгу? И почему столь спешно назначенные переговоры столь же спешно были отменены? Сам факт участия в переговорах не только Лаврова, но и главы военного ведомства Шойгу — верный признак, что обсуждать, по всей видимости, должны были ситуацию в зоне очередного регионального конфликта, в который в той или иной степени втянуты и Россия, и Турция. Тем более что сам механизм подобных консультаций был создан во время «идлибского кризиса». Но в Сирии (после впечатляющей турецкой демонстрации силы) относительно тихо, масштабных военных «подвижек» там не происходит. Другое дело — Ливия, где силы правительства национального согласия при ключевой военной поддержке Турции громят войска российского фаворита Халифы Хафтара. Их уже выбили из Триполи, Тархуны и Бени Валида. Сегодня в центре внимания — ситуация вокруг города Сирт. Как отмечают турецкие эксперты, взять этот город «с налета» силам ПНС не удалось. Правительственные силы подошли к нему еще 6 июня, но понесли большие потери от ударов с воздуха. А в ходе переговоров заместителя премьер-министра Ливии Ахмеда Муайтика в Москве ему дали понять, что Сирт является «красной чертой», за которую не дозволено переступать.

Столь пристальный интерес к Сирту более чем понятен. Этот город находится на средиземноморском побережье, примерно на равном расстоянии между Триполи и Бенгази. Кроме того, Сирт — это ключ от так называемого «Ливийского полумесяца», откуда осуществляется 60% местного нефтеэкспорта. Наконец, сравнительно недалеко от него находится крупная авиабаза «Джуфра», которую, как уверены уже американские аналитики, Россия намерена превратить во «второй «Хмеймим»». Здесь уже, кроме «вагнеровцев», размещены 14 самолетов МИГ-29 и СУ-24. А если еще РФ создаст здесь свою военно-морскую базу, то это уже будет серьезный «фактор угрозы» для всего южного фланга НАТО. Весьма показательные «выкладки» приводит и российский еженедельник «Звезда», входящий в одноименный медиа-холдинг Минобороны РФ. «Останавливать турок нужно сейчас, пока они не успели развить наступление на восток» — уверены его авторы, по мнению которых, «Эрдоган, распробовав вкус лёгких побед в Ливии, почувствовав поддержку со стороны НАТО и ряда ведущих западных держав, теряет осторожность, всё больше наглеет и прёт на рожон».

Это, конечно, не доказательство для суда, но слишком многое указывает на то, что Москве очень важно «остановить турок» именно у Сирта. А Лавров и Шойгу, вероятно, должны были предложить Анкаре закрепить на переговорах некий раздел Ливии на «зоны контроля» по принципу «Триполи ваш, а Сирт наш».

Здесь можно, конечно, строить предположения, как долго продержался бы этот раздел и как быстро Москва, подсобрав силы, попыталась бы его «перекроить», тем более что в таком случае Ливия оставалась зоной «тлеющего» конфликта, раздуть который не стоит труда. Только вот спешно анонсированные переговоры в Анкаре были столь же спешно отложены.

А вот это уже верный признак, что, во-первых, переговоры по Сирту были для Москвы этакой «дипломатией последнего момента», попыткой договориться и сохранить за собой в Ливии удобный плацдарм и в то же время позволить Эрдогану «сохранить лицо». Но, судя по всему, такой вариант Турцию не устроил. И там полны решимости «дочистить» Сирт.

В самом деле, в Анкаре уже открыто говорят о том, что стороны под Сиртом готовятся к затяжным боям, и что сюда надо подтянуть силы ПВО и прикрыть наступающих с воздуха. Более того, страна уже заручилась поддержкой США. А 12 июня глава минобороны Турции Хулуси Акар провел телефонные переговоры с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом, где обсуждали ситуацию в Сирии и Ливии. Деталей не раскрывается, но вряд ли возможное появление в Сирте российской базы, создающей угрозу для южного фланга НАТО, осталось за рамками беседы. Проще говоря, российская «дипломатия последнего момента» не удалась, бои в Ливии в ближайшее время продолжатся, «военно-политические тумаки» для России на ливийском поле, по всей видимости, тоже. Как и споры в верхах, не настало ли время прекратить поддержку Хафтара, пока страна не получила «второй Афганистан».

Но, судя по всему, позиции «ястребов» в российских коридорах власти слишком сильны. Другой вопрос, какую цену за их «геополитические мечты» придется заплатить, причем не только Турции, но и самой России.

Нурани, политический обозреватель

Теги: