«Анатомия провокации». Кто вбивает клин между азербайджанцами и дагестанцами?

«Анатомия провокации». Кто вбивает клин между азербайджанцами и дагестанцами?

«Анатомия провокации». Кто вбивает клин между азербайджанцами и дагестанцами?

Социальные сети и российские СМИ наперебой рассказывают об инциденте в заполярном Норильске: здесь, если верить очевидцам, вспыхнула массовая драка между азербайджанцами и дагестанцами. По версии полицейских, инцидент чисто «бытовой», причина — чей-то личный конфликт. И в «обычной» ситуации эта новость вряд ли вышла бы за рамки «мелкой криминальной хроники». Но это в обычной ситуации. А сегодня «информационный тон» и «прочтение» этой новости для азербайджанской аудитории определяют уже известные события на дагестанском участке российско-азербайджанской границы вообще и нашумевшее видео, где граждан Азербайджана весьма жестко задерживают «росгвардейцы», в частности.

Ситуация на границе — это, конечно, отдельная, и очень большая, тема. В обычной ситуации, безусловно, страна обязана пустить к себе собственных граждан, не требуя никаких объяснений. Но это в обычной ситуации. А в условиях пандемии, когда границы закрыты, всех прибывших из-за границы необходимо помещать на карантин, а вот емкость этой самой «карантинной системы» далеко не беспредельная, обычные правила уже не действуют. Так что как минимум не стоит выносить за скобки то, о чем говорили и помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев, и глава пресс-службы МИД АР Лейла Абдуллаева: для желающих вернуться в Азербайджан создан специальный сайт, где нужно пройти регистрацию, приоритет отдается семьям с женщинами и детьми, пожилым людям, тем, у кого есть проблемы со здоровьем, и «мы просили не собираться на пограничных КПП, что не является выходом из положения, и просили граждан с пониманием относиться к сложившейся ситуации». В переводе: регистрироваться на сайте и ждать, а не бежать сломя голову к КПП в надежде, что пропустят раньше других.

Но что примечательно. Как свидетельствуют многие информированные источники, напряженность на границе внезапно «взлетела» после того, как среди обитателей палаточного лагеря, ожидающих возвращения на родину, «распространились» списки тех, кого в ближайшие дни и часы пропустят через границу. В этих списках оказались те, кто приехал к КПП на границе пару дней назад (то есть, по всей видимости, прошел регистрацию на сайте, дождался очереди и подъехал к КПП как раз ко времени своего перехода), а вот «старожилов» лагеря не было. Что и вызвало возмущение по принципу «а как же мы?» Только вот списки эти — документ сугубо конфиденциальный. Они могли быть у российских пограничников (в условиях России пограничные войска подчинены ФСБ), у таможенников, но никак не у обитателей лагеря. Так как же произошла «утечка»? И насколько «случайной» она была? Еще одна «странность»: провокаторы, которые умело подогревали настроения, призывали идти и штурмовать границу (что в любой стране правоохранительные органы будут пресекать), а затем, как положено, «исчезли». Наконец, малоизвестно, но в РФ силовые структуры напрямую подчинены Москве, а не региональным властям. Но это все не бьет в глаза с «первых страниц» СМИ и фейсбучных лент. А вот видео «жесткого разгона» уже действует на уровне инстинкта. Особенно если снабдить его соответствующими комментариями. А вся ситуация, вместе с «бытовым инцидентом» в Норильске, уже напоминает профессиональную и многоходовую провокацию, призванную вбить клин между Азербайджаном и российским Северным Кавказом. Тем более что попытки эти начались задолго до того, как слово «коронавирус» зазвучало за рамками профессиональной «тусовки» медиков и вирусологов.

Напомним: еще в феврале 2017 года, как о том рассказывал Minval.az, в Дагестане российские власти (точнее, силовые структуры, напрямую подчиненные «центру»), начали устраивать облавы на азербайджанских строителей, причем действовали по весьма жесткому сценарию, с прямым нарушением даже весьма «эластичных» российских законов. В феврале 2018 года РФ устраивает в Дагестане впечатляющий «кадровый разгром», а СМИ аккуратно вбрасывают информацию: мол, дагестанские коррупционеры пытались сбежать в Азербайджан. Правда, «взяли» их при этом в Ставрополе (!), но слова «коррупция в Дагестане» и «Азербайджан» в одно предложение вбили. Тогда же, в феврале 2018 года, старательно провоцируется конфликт между азербайджанской и чеченской диаспорами в Москве: вмешиваться в ситуацию и «гасить страсти» тогда пришлось послу Азербайджана в РФ, высокопоставленным сотрудникам Администрации президента Азербайджана и чеченскому министру. Год назад, в июне 2019 года, устраивается провокационная возня с мнимым «перезахоронением останков Хаджи Мурата», о чем так же рассказывал Minval.az. Наконец, в январе нынешнего, 2020 года, в медиа-пространство России «вбрасывается» провокационная тема: дескать, азербайджанцам в Дербенте предоставлено слишком много «языковых» и «культурных» прав, и вообще они завтра проведут референдум и объявят город своим…А теперь вот на повестке дня — коронавирус. Причем, как утверждают очевидцы, азербайджанские бизнесмены, работающие в Москве, оказывали гуманитарную помощь Дагестану, дагестанцы помогали, чем могли, скопившимся на границе азербайджанцам, такого «братания» и единения наблюдатели не видели уже давно — и вдруг инцидент на границе «срывает ситуацию в штопор»…И все это — набор случайностей? Или многоходовая провокационная комбинация, призванная подорвать  отношения Азербайджана и Дагестана?

А теперь серьезно. В силу истории и географии у нашей страны действительно крепкие традиционные связи с тем же Дагестаном. Сегодня они получили серьезный экономический фундамент в виде азербайджанских инвестиционных и культурных проектов на российском Северном Кавказе, где наша страна — один из немногих реальных инвесторов. Подчеркнем: Азербайджан — цивилизованная страна, где уважают международное право и призванные границы и не устраивают сепаратистских провокаций на территории соседей. Но успешный, динамично развивающийся Азербайджан — это красноречивый и доходчивый пример, что независимость «кавказских мусульман» в принципе возможна. И этот пример кому-то в московских кабинетах, судя по всему, показался слишком опасным. На что решили ответить при помощи разного рода провокаций. Только, «кидая головешки через границу», не подумали, что игры с огнем крайне редко заканчиваются хорошо. И что по другую сторону границы тоже сделают выводы из цепи слишком подозрительных «случайностей». По традиционным многовековым связям с дагестанскими народами это вряд ли ударит, но вот свои выводы насчет заказчиков провокаций в Баку, без сомнения, сделают.

Нурани, политический обозреватель

Теги:
Из этой рубрики