«Зангезурская лихорадка»

«Зангезурская лихорадка»

«Зангезурская лихорадка»

На границе Азербайджана и Армении в Зангезуре продолжается процесс уточнения границы. На роль одного из символов которого вполне может претендовать экскаватор. Именно с его помощью, сообщают армянские СМИ,«чертят» границу в соответствии с с GPS и Google Maps— ее пока что будет обозначать ров. Причем ров этот проходит в нескольких километрах от города Кафан, переименованного в Армении в «Капан», и нескольких сотнях метров от аэропорта Кафана. В селе Шурнух в окрестностях Герус (Гориса) Азербайджану должны быть переданы 12 домов. «Определенные вопросы», как признал староста Шурнуха Акоп Аршакян, есть и в селе Бергушад (армянское название — Воротан).

И вот эта «экскаваторная дипломатия» может стать серьезной проблемой для Никола Пашиняна. Который уже вынужден признать, что с селами Шурнух и «Воротан» есть вопросы, и «эти вопросы могут привести к определенным болезненным ситуациям».

Впрочем, «болезненная ситуация» для самого премьера уже налицо. Вазген Манукян, единый кандидат от 17 оппозиционных партий, изрядно раздосадованный тем, что на митинги в центре Еревана не приходит так много народу, как ему бы хотелось, решил поддержать энтузиазм своих сторонников испытанными методами и возвестил: «Каждый день нахождения Пашиняна на посту стоит нам территорий». Как уверен Манукян, «чем позже мы сместим его, тем больше потеряем. Теперь они заключат договор с Азербайджаном и зафиксируют эти границы, тогда уже у нас будут большие проблемы с возвращением границ. Он разрушил страну. Он должен сидеть в тюрьме. Он преступник».

Впрочем, обвинять Никола Пашиняна в том, что происходит сегодня в Зангезуре, было бы по меньшей мере несправедливо. Во-первых, международно признанные границы никто не отменял. А во-вторых, и «в-главных», Пашинян уже напомнил о принятом в 2010 году законе «Об административно-территориальном делении РА», где и обозначены нынешние границы Армении. Которые сегодня так не нравятся многим ее гражданам. И теперь Армен Мартиросян, экс-депутат от партии «Наследие», признается: депутатам, которые в 2010 году проголосовали за этот закон, и в голову не могло прийти, что в какой-то момент эти территории будут возвращены Азербайджану. И сегодня бывший законодатель оправдывается, а вернее сказать, проговаривается: «Тогда реалии были другими, и власти исходили из того, что эта территория останется под контролем Армении. Видимо, поэтому у них не было никаких опасений». В переводе, в Армении никогда не отличались уважением к государственным границам. Особенно азербайджанским. А уж когда в 1993 году Зангеланский, Губадлинский, Лачинский и Кельбаджарский районы были оккупированы Арменией, то где проходит государственная граница Азербайджана и Армении, никто просто не обращал внимания. Чтобы сегодня  с удивлением обнаружить, что не только дома, сады и земельные участки некоторых сел оказались на азербайджанской территории — за пределы армянских границ нечаянно выпала даже стратегическая дорога Горис-Кафан. Здесь сотрудники СНБ Армении раздают водителям телефонные номера, куда звонить, если вас задержат азербайджанские пограничники, советуют проезжать «совпадающие с границей» участок дороги как можно быстрее и не сажать в машину попутчиков. Об этом в Ереване не говорят вслух, но тем не менее знающим людям известно: многие граждане Армении находятся в Азербайджане в розыске за военные преступления. И если на трассе попадется, к примеру, командир ракетного расчета, который стрелял по Гяндже, то телефоны, которые раздают водителям сотрудники СНБ Армении, могут и не сработать. В Ереване недоумевают: получается, что граждане страны даже по ее территории не могут свободно перемещаться?!

Можно, конечно, посоветовать уважать границы. А еще, если уж так получилось, построить обходную дорогу — уже на своей территории. Но это теоретически. А на практике на такое у Армении банально нет денег. Достаточно вспомнить распиаренный сверх всякой меры проект строительства дороги «Север-Юг». Когда сначала вокруг строительства полыхнул коррупционный скандал, а затем выяснилось, что на завершение строительства банально нет денег. Тем более деньги вряд ли найдутся сегодня, когда экономика Армении разрушена захватнической войной.

А это значит, что «под экскаватор» в Армении попал не только Никол Пашинян.

Нурани

Теги:
Из этой рубрики