«Щитовые домики» или тактика «живого щита»?

«Щитовые домики» или тактика «живого щита»?

«Щитовые домики» или тактика «живого щита»?

Правительство Российской Федерации прорабатывает вопросы поставки, транспортировки и сборки в Нагорном Карабахе быстровозводимых домов для беженцев. Такое заявление сделал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в Ереване на встрече со своим коллегой Ара Айвазяном. На первый взгляд, это гуманитарный шаг и не более того. Но лишь на первый взгляд.

Вопрос «беженцев» имеет для армянской стороны понятную остроту. Так, на одном из ереванских телеграмм-каналов разоткровенничался местный военный обозреватель Леонид Нерсисян, тот самый, который накануне 44-дневной войны любил обещать удары по плотине Мингечаурской ГЭС, причем не только в ереванских СМИ, но и на сайте агентства «Регнум». Теперь сей персонаж, который впервые после войны побывал в «огрызке», льет слезы: «Проезд через азербайджанскую колонну рядом с «Шуши» (Шушой, здесь и далее кавычки наши — Minval.az) был очень унизительным, после этого целый день просто не хотелось жить. Очень интересно, что никто из прямых ответственных не то что не покончил с собой, но даже в отставку сам не ушел». А еще приводит показательные наблюдения уже из Ханкенди, где «на первый взгляд ничего не изменилось: все такой же чистый и прекрасный город, очень живой. Но при общении с людьми сразу становится понятно, что все они живут в полной неопределенности, очень многие ищут возможности уехать, а те кто осознанно хотят остаться понимают риски. Будущее «Арцаха» непонятно никому из его жителей». Проще говоря, «огрызок» охватили нешуточные «чемоданные настроения». В самом деле, Азербайджан многократно, с самых высоких трибун, гарантировал, что считает армян Нагорного Карабаха своими гражданами, что им гарантируется безопасность, а их права, в том числе языковые, культурные и религиозные, будут полностью соблюдаться. Но среди жителей «огрызка» есть, к примеру, такие, как Акоп Кошкарян — армянский боевик из Сирии, который приехал сюда воевать еще в 1992 году, остался, обустроился, а теперь — ну надо же! — дом, который он «занял», находится вместе со всем селом под контролем Азербайджана. И вот такого рода отставные террористы прекрасно понимают: им уж точно не будут гарантированы «права» жить в захваченных азербайджанских домах. А еще есть бывшие сотрудники структур оккупационного режима, есть те, кто под шумок поживился азербайджанским имуществом во время погромов…И все они задают себе вопрос: что дальше? Миротворцы здесь на 5 лет, а потом?

И в результате выезд из «огрызка» продолжается, пусть не такой эффектный, как во время войны, армянские сайты и соцсети пестрят объявлениями о продаже недвижимости в Ханкенди и Агдере (только кто это сейчас купит?), и все это уже ставит под удар планы армянской агрессивной верхушки на «рестарт миацума», где бы в качестве плацдарма использовался именно «огрызок». В результате эта самая верхушка предпринимает прямо-таки титанические усилия, чтобы удержать в «огрызке» как можно больше человек, искусственно раздувает цифры «вернувшихся» и т.д. Более того, этим планы армянских националистов не ограничиваются. Достаточно вспомнить, как накануне войны в Ереване устами персонажей вроде Григория Айвазяна, который именовал себя «руководителем Ассамблеи азербайджанских армян», озвучивались во всех смыслах далеко идущие планы, о чем уже рассказывал Minval.az: «Прежде чем вести разговоры о создании возможных мест совместного проживания, нужно позаботиться о безопасности армян, которые также захотят поднять вопрос восстановления своих прав. Но почему-то никто не говорит об этом, например, о том, чтобы в Баку и других в прошлом армянонаселенных городах Азербайджана создать армянские поселения, безопасность которых обеспечивалась бы на международном уровне, в том числе миротворцами». Проще говоря, в Армении всерьез рассчитывали, что после обещанной Давидом Тонояном «новой войны» и «новых территорий» миротворцы будут размещены в Баку, Гяндже и других городах, и туда под их охраной начнут возвращать «армянских беженцев». Война, правда, закончилась совсем не так, как планировалось, но вот от спекуляций на эту тему в Ереване не отказываются. Как раз к приезду Лаврова перед МИД Армении прошла акция протеста беженцев из Гадрута с показательными требованиями: немедленно вернуть армянской стороне «утраченные позиции», потому как эти беженцы не желают жить ни в Армении, ни в других районах Карабаха, точнее, «огрызка», где расквартированы российские миротворцы. И одновременно озвучиваются намеки, что. дескать, российские миротворцы должны взять под свой контроль «армянские церкви», находящиеся за пределами «огрызка». Можно, конечно, не проводить параллелей с нашумевшей историей, когда на карте, отражающей дислокацию российских миротворцев в Карабахе, вдруг появился «отросток», что вызвало понятную обеспокоенность в Азербайджане. Но вот заявление Лаврова о «щитовых домиках для беженцев» — это уже повод задать вопрос: насколько глубоко в эти планы армянской верхушки на «рестарт миацума» втягивается Россия?

А это множит список тех неприятных и неудобных вопросов к Сергею Лаврову уже со стороны Азербайджана накануне его визита в Баку. Где по-прежнему на повестке дня и история с не подлежащими экспорту ОТРК «Искандер-М», из которых стреляли по Шуше, и провокационный визит в Москву Араика Арутюняна, а теперь и «щитовые домики», которые куда больше похожи на участие России в ереванской тактике создания «живого щита». 

И вот молчание в ответ на эти вопросы — явно не лучшая тактика.

Нурани, обозреватель

Теги:
Из этой рубрики